Обзорные статьи об автозвуке , автомузыке и не только... |
|
Автокредиты |
|
Автосигнализации. Особенности охраны автомобиля. |
|
Подключение и настройка компонентов |
|
Обзоры товаров |
Сабвуфер - основа качественной автоакустики.
Качественная автоакустика предусматривает хорошее воспроизведение низких частот. С этой задачей справляется сабвуфер, - отдельная акустическая система для воспроизведения частот в диапазоне 20-100 Гц. В автомобиле найдется немало мест, подходящих для размещения этого устройства.
КОРПУС САБВУФЕРА
Корпус устройству необходим для того, чтобы отделить звуковые волны фронтальной и тыловой части динамика и тем самым предотвратить явление, называемое акустически коротким замыканием. Разработано немало различных видов акустического оформления, и самые распространенные из них - бесконечный экран, закрытый ящик и фазоинвертор.
БЕСКОНЕЧНЫЙ ЭКРАН (free-air)
Такой вариант акустического оформления предусматривает достаточно большой корпус, где показатель упругости воздуха значительно меньше упругости подвеса диффузора. Это достаточно простой в установке вариант оформления, дающий довольно натуральные басы. Минусом его является существенная разница в их звучании при изменении свободного объема багажного отделения, а также сравнительно невысокий уровень звукового давления.
ЗАКРЫТЫЙ ЯЩИК.Самый несложный вид акустического оформления, но у него немало плюсов. Один из главных - простота в изготовлении и расчете. Следующий - низкая вероятность повреждения при экстремальных режимах работы. Кроме того, динамик в правильно спроектированном и установленном закрытом ящике обладает отличными импульсными характеристиками. И если вы поклонник джаза или блюза, то вполне вероятно, что такой тип корпуса подойдет вам идеально.
Из минусов можно отметить невысокий КПД. Так что лучше сразу приготовиться к высоким энергозатратам.
ФАЗОИНВЕРТОР
С виду напоминает закрытый ящик, но не является полностью герметичным: в нем оставлен специальный тоннель для связи внутреннего объема воздуха с наружным пространством. Именно этот тоннель и есть фазоинвертор. Такая система использует энергию тыльной стороны диффузора, что обеспечивает совпадение фаз звуковых волн, излучаемых диффузором и фазоинвертором. Достичь такого эффекта можно лишь в довольно узком диапазоне частот, зато налицо значительный выигрыш в КПД.
Кроме того, излучение фазоинвертора вдвое повышает звуковое давление всей конструкции, гарантирует невысокий уровень искажений и более низкую частоту воспроизведения, если сравнивать с закрытым ящиком.
Среди минусов этого акустического оформления специалисты отмечают сложность расчета, большой объем корпуса и вероятность появления шумов на больших уровнях звука.
Выбирают акустическое оформление с учетом того, что каждый его тип нуждается в подборе динамика с определенными характеристиками. Иногда рекомендации можно найти на упаковке с динамиком.
ГОТОВЫЕ КОРПУСНЫЕ САБВУФЕРЫ
Готовые системы во множестве представлены на нашем рынке, и их делят на активные и пассивные. Активные уже обладают встроенным усилителем и кроссовером, и все что нужно - это подключить их к источнику питания. Активный сабвуфер под силу установить самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов. Минус - качество звучания страдает от низкого качества компонентов активного сабвуфера.
УСТАНОВКА САБВУФЕРА В АВТОМОБИЛЯХ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ КУЗОВА
1. КУЗОВ СЕДАН.Самое популярное место для установки - задняя полка автомобиля. Кстати, сюда можно устанавливать любой из трех вышеперечисленных типов акустического оформления.
Под «бесконечный экран» понадобится вырезать отверстие в полке и увеличить ее жесткость. Для этого подойдет лист MDF, вырезанный под нужные размеры и прикрепленный к полке болтами. Все щели между салоном и багажным отсеком тщательно заделываются.
Преимущества: низкая стоимость и несложная установка. Недостатки: басы будут звучать по-разному в зависимости от уровня заполнения багажника.
Избежать этого поможет вариант акустического оформления «закрытый ящик». Но для этого придется пожертвовать полезным объемом багажника и приготовиться к немалым расходам по установке.
Примерно такой же подход применяется и при установке фазоинвертора, при этом объем внутреннего корпуса может достигать 20-40 л. При этом тоннель фазоинвертора монтируется непосредственно рядом с динамиком.
Другая возможная локализация сабвуфера - за подлокотником заднего сидения. При этом динамик сабвуфера выводится в окно для перевозки длинных предметов, которое есть во многих автомобилях. Таким образом, и диаметр диффузора следует выбирать в соответствии с размерами окна. В данном случае стоит выбирать акустическое оформление в виде фазоинвертора либо закрытого корпуса. При этом фигурируют те же недостатки: дороговизна установки и использование полезного объема багажника.
2. КУЗОВ ХЭТЧБЭК И УНИВЕРСАЛ.
Для таких кузовов подходят любые варианты акустического оформления, за исключением free-air, не позволяющего достичь абсолютной звукоизоляции откидывающейся задней полки.
Разместить сабвуфер можно в багажном отделении, за поверхностью в нише крыла. И если сабвуфер будет компактно изготовлен и установлен, места в багажнике останется достаточно.
Сабвуфер в данном случае устанавливают таким образом, чтобы динамик был обращен в сторону багажника. А в автомобилях с кузовом хэтчбэк сабвуфер можно расположить и динамиком вверх, при этом звуковые волны будут отражаться от заднего стекла.
Если же вас преследует мысль об установке еще более мощной и полноценной автоакустики, вам стоит узнать больше об усилителях и кроссоверах.
Камера заднего вида-отличный помощник при парковке
Ещё раз про автомобильный видеорегистратор
Обзор современного рынка автомагнитол
Автомобильные инверторы.
Ликбез: про кроссоверы, автоусилители, автоакустику...
Сабвуфер - основа качественной автоакустики.